Главная Нужно ли работать над имиджем?

Полезная информация

Имидж руководителя фирмы

 

Мнение об одном и том же человеке может быть и положительным и отрицательным: «Он отличный специалист, а как человек - просто невыносим». Опять коснемся имиджа профессионального - это когда о человеке говорят: «Он блестящий логик (эрудит, педагог…)» или: «Да нет, специалист-то он так себе…» и личного - это когда про человека говорят: «Он не только порядочный, но и милый, обаятельный человек…» или: «Он невыносимый человек, готовый любого другого унизить…».

 

Понятно, что у одного и того же человека оба этих имиджа могут по знаку как совпадать, так и отличаться, быть положительным (+) в чужом мнении или отрицательным (-). 
Очевидно, что идеальным вариантом являлся бы первый вариант: «Очень приятный в общении человек, очень порядочный, и при этом профессионал высшего класса».
Очевидно так же, что самым худшим является второй вариант: невыносимый человек и как профессионал весьма слабый» Но это крайние варианты, и по закону «нормального распределения» (смотри выше), значит не частые. Чаще, когда один из этих имиджей лучше, чем другой (чуть лучше, заметно лучше, во много раз лучше…) что и представлено в двух вариантах. А поскольку нам нередко приходится выбирать из двух зол меньшее, то вот и вопрос: какому из двух вариантов отдать предпочтение, какое «зло» меньшее?
Приведу такой пример, вы заключили договор с руководителем определенной фирмы. Сделка состоялась, условия договора выполнены, но у вас осталось неприятное чувство от общения с данным руководителем (что-то мне в нем не нравится, какой-то он не такой), хотя дело было выгодное и вам пошло на пользу. Можем сказать, что руководитель вольно или невольно сформировал у вас отрицательное мнение о себе как о личности (может - говорил он с вами надменно, может неуважительно с превосходством и т. п.). Но в то же время как профессионал сработал прекрасно. Возникает вопрос, будете ли вы его благодарить за успешное прохождение вашей сделки, будете стараться еще неоднократно стремиться к контакту с ним, примети ли вы его стан партнеров или, скорее всего, подумаете так: «Это просто стечение обстоятельств, хорошо составлены условия договора, сделка такого рода могла бы состояться и с другим руководителем, и с другой фирмой» - больше не будете стремиться к контактам с ним.
Скорее всего, последнее, ведь память чувств сильнее памяти на рациональные аргументы. Дело в том, что какая-либо определенная установка на личность (влюбленность в человека или ненависть к нему - это и есть установка на него, установка на свое поведение по отношению к нему) всегда переносится и на все, что исходит от этой личности: на ее поступки, на продукты ее деятельности. Отсюда понятны и высказывания типа: «Ну что Вы, разве он способен на это?!», или «Да не может быть, чтобы он все это сделал!» и т. д. Значит, если мы какого-то человека, допустим, боготворим, то при равных условиях нам легче оправдать его негативный поступок (положительная установка на его личность окрашивает в положительный цвет и его действия); равно как и легче найти негативные моменты в положительном поступке человека, которого мы терпеть не можем.
Вот так и с руководителем, которого вы уже «не перевариваете», но который помог вам в достижении вашей цели. В этом случае вам психологически легче принизить роль, значимость этого субъекта, ибо и здесь работает тот же закон распространения установки с личности на плоды ее деятельности.
Если же личностный имидж руководителя положительный, а профессиональный отрицательный, то более вероятно решение: «Да, в такой конкурентной борьбе довольно сложно выиграть! Но ведь мы пытались, а он сделал вообще все возможное и невозможное со своей стороны». Есть вероятность, что вы, возможно, попытаетесь еще раз сотрудничать с представителем данной фирмы. 
И получается, что все-таки личностный имидж – это как база, а профессиональный - как надстройка.
Вернемся к поставленному выше вопросу, в самом деле - что же первично у человека: личное или профессиональное? Конечно, личностное. А посему, если профессиональный имидж с плюсом, а личностный с минусом, то это - особенно для профессий системы «человек- человек» - хуже, чем когда наоборот.
Отсюда вывод: формируя имидж необходимо упор делать на создание позитивного личного имиджа. Так отсюда следует, что руководитель, прежде всего личность, а уж затем профессионал.
Считаем, что необходимо остановиться на понятии личность, кого мы можем считать личностью и на основе чего, потому что создание имиджа руководителя напрямую зависит от его личностных психологических особенностей, его имидж- это знаковые характеристики, где присутствует форма и содержание. Мы должны знать внешние признаки, которые отсылают нас на содержательные характеристики и наоборот.
Понятие «личность» - как социально- психологическая сущность человека, формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия)».
Что значит быть личностью? Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием « индивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, умений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.

Личные качества руководителя.

Каждый руководитель должен быть индивидуальностью. Существует группа качеств, которые необходимы руководителю для правильного позиционирования своего имиджа.
Существует три группы таких качеств: 
• личные
• профессиональные
• организаторские и деловые
1. К личным качествам в первую очередь относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к окружающим. Руководитель должен стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.
Он должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как , так и , последовательно и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца те ценности, которые он исповедует и помогает обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализования, твердо держать данное слово.
Работа руководителя чрезвычайно тяжела, и потому одним из его важнейших личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности – весь отдых не в безделии, а в переключении на другую работу. Силы и энергию необходимо потому рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.
Однако одного физического здоровья руководителю не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.
Современный руководитель должен активно бороться с собственными недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и работе создать «здоровое» окружение путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.
2. Другая группа качеств - профессиональные.
Это- компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высокообразованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизировать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках. 
Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы. 
Но наиболее важно для лидера схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и во вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается. 
3. Очередной группой качеств являются организаторские, а также деловые.
Они отражают уровень организаторской культуры руководителя, владение им технологий управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений, служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведение заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.
К организаторским качествам нужно отнести, прежде всего, целеустремленность. Характер современной жизни требует от него ясных и обоснованных целей.
Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще руководителю является деловитость. Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.
Важным организаторским качеством является также энергичность, т.е. способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.
Руководителю должна быть присуща дисциплина и контроль над собой. Без этого он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому лидер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти подход к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных. 
Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают , чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а потом высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их слушали и понимали, но при этом уважают других людей и их мнение.
Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую , даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивать нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиваться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизни.
Но самое главное – лидер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, побуждать людей к повиновению и избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собою, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

 

 

Источник: http://slogans.ru/ 

 

 

 

 

 
 

Полезные статьи