Главная Управление персоналом Структура отдела персонала

Полезная информация

Структура отдела персонала

 

В статье рассматривается подразделение организации занимающееся кадровым обеспечением, т.е. отдел по работе с персоналом. Перечисляется перечень необходимых должностей отдела (подразделения) и рассматривается структурное разделение: кто кому подчиняется, кто ответственен за делопроизводство, охрану труда, работу с персоналом. Описываются несколько концепций работы отдела персонала. Приводятся примеры, что случается, когда работа отдела организована неверно.

 

Среди важнейших факторов, обеспечивающих успех деятельности любой коммерческой структуры, особое место занимает подбор кадров. Минули те времена, когда отдел кадров предприятий и организаций занимался лишь ведением кадрового делопроизводства, а люди были «штатными единицами». С образованием коммерческих структур возникла необходимость в пересмотре работы данного подразделения и расширения функций его работников. Западные модели управления кадрами постепенно стали внедряться и в российские компании, так как многие руководители выявили, наконец, прямую связь между высокопрофессиональным персоналом и получением прибылью.

В связи с качественным изменением работы отдела кадров и формированием новой внутренней кадровой политики отдел кадров, ставший отделом персонала, получил широкие полномочия. Отдел персонала стал выполнять функции не только управленческой, но и координирующей и объединяющей структуры. В обязанности работников отдела персонала стало входить поддержание благоприятного климата в коллективе, разработка механизмов мотивации и стимулирования труда, организация семинаров и других обучающих мероприятий. Естественно, грамотное ведение кадровой документации никто не отменял, однако оно перестало заслонять собой непосредственную работу с персоналом. Обобщенное понятие «коллектив» приобрело более чем конкретные очертания, так как стала оцениваться значимость каждого работника и его вклад в общее дело.

На сегодняшний день любое вновь открывающееся предприятие испытывает необходимость в создании отдела персонала как подразделения, отвечающего за решение всех кадровых вопросов. Несколько сложнее происходит на уже работающих предприятиях, так как всегда легче создать что-то с «нуля», чем перестраивать уже существующую структуру по работе с кадрами. В современных условиях ведения бизнеса актуальность создания отдела персонала, рано или поздно, осознают и компании, работающие не один десяток лет, так как формально-бюрократический характер работы отдела кадров становится неприемлемым. Отдел персонала организовывается, согласно приказу и положениям, разработанным главой фирмы. Для максимальной эффективности работы этого подразделения необходимо изначально обеспечить его высокое положение в служебной иерархии, что обеспечивается подчинением руководителя отдела персонала непосредственно Президенту фирмы или Совету директоров.

На первом этапе создания отдела персонала и определения его структуры определяется численность работников данного подразделения, что зависит от финансового состояния фирмы, масштабов ее деятельности и поставленных перед отделом персонала задач. Структура службы персонала на малом предприятии может состоять из одного человека, который может совмещать выполнение этих обязанностей со своей основной работой. При этом ведение делопроизводства поручается секретарю, а функции по управлению персоналом приходится выполнять директору.

Для фирм со средним масштабом деятельности такая упрощенная структура отдела персонала уже неприемлема, хотя штат по-прежнему может быть малочисленным. В России в среднем на одного работника отдела персонала приходится 50-100 человек, и для коллектива в 250 человек достаточно создать отдел персонала из 3-х работников. Отдел будет включать в себя:

 

  1. руководителя подразделения, осуществляющего общий контроль;
  2. менеджера, ответственного, в том числе, за подбор новых кадров и организацию обучающих мероприятий;
  3. работника, в функции которого будет входить оформление кадровой документации.

Наиболее разветвленной структура отдела персонала является у крупных компаний, так как в этих бизнес-структурах ведется работа с кадрами по нескольким направлениям.

Структуры по управлению персоналом включают в себя отдел кадров, отдел труда и заработной платы и отдел социального развития. В структурные подразделения службы отдела персонала могут входить секторы, бюро, группы, отдельные должности. Распределение обязанностей между сотрудниками отдела персонала и структурами производит руководитель отдела в соответствии с должностными инструкциями. Функции, возложенные на подразделения, как правило, бывают отражены в их названиях: «Сектор подготовки и переподготовки кадров», «Отдел планирования персонала», «Группа учета, анализа и информации о кадрах».

Набор функций отдела персонала не является статичным и одинаковым во всех организациях, хотя есть функции, встречающиеся практически везде. К таковым относятся: планирование рабочих мест, набор персонала, прием и увольнение работников, обучение сотрудников, решение социальных вопросов и пр. Функциональное деление отдела персонала может быть по задачам, по объектам, по категориям сотрудников, а также в смешанном порядке. К наиболее важным задачам относится непосредственная работа с кадрами (набор, оценка, дисциплина), далее идут вопросы компенсаций и пособий, затем решение вопросов, касающихся трудовых отношений, и, наконец, организация обучения персонала.

Согласно одной из концепций работы отдела персонала, необходима интегрированная работа отделами. В отделе персонала, наряду с централизованными отделами, занимающимися расчетом заработной платы, разработкой систем персональной информации и контроля, создается отдел децентрализованный. Во главе централизованного и децентрализованного отдела стоят свои руководители, подчиняющиеся руководителю отдела персонала. В штат работников децентрализованного отдела входят референты, имеющие психологическое образование и работающие в непосредственном контакте с работниками предприятия. Работа референта по персоналу охватывает проведение опросов, беседы с работниками, оказание консультативной помощи по различным вопросам. Накопленная в процессе общения с персоналом информация впоследствии обсуждается с работниками других отделов данного подразделения для решения возникших проблем. Референт становится связующим звеном между работниками и сотрудниками централизованных отделов, что помогает более оперативно решать вопросы и своевременно на них реагировать.

Суть другой концепции состоит в следующем. В штабную структуру управления персоналом входят специалисты отделов по управлению персоналом, в функции которых входит разработка принципов работы с персоналом и организация кадровых мероприятий, осуществляемая менеджером по персоналу. Следующая структура - это линейные менеджеры, которые реализуют конкретные функции работы с персоналом в ходе выполнения управленческой работы. Нередко в компаниях возникает вопрос о приоритетах: кто же должен управлять персоналом – линейные менеджеры или менеджеры отдела персонала? Сильный и квалифицированный состав отдела персонала может претендовать на управление всем персоналом, и это понимают линейные менеджеры, сдерживающие развитие и профессиональный рост отдела персонала, не желая терять своего влияния на коллектив и работников компании.

Для более эффективной работы необходимо найти оптимальное соотношение между полномочиями отдела персонала и сохранением права за линейными менеджерами принимать важнейшие решения в области персонала. Таким образом, решения об использовании предоставленных ресурсов, оборудования и персонала для обеспечения успешной деятельности принимают линейные менеджеры и несут за это полную ответственность. В функции менеджеров отдела персонала входит консультирование линейных менеджеров по возникшим проблемам для повышения эффективности принимаемых решений и обучение методикам управления персоналом.

Большое распространение получила новая концепция работы по управлению персоналом для упорядочивания взаимоотношений отдела персонала, линейных менеджеров и сотрудников. В структуре подразделений сократился штат референтов, что увеличило влияние линейных менеджеров на персонал. При этой концепции построения деятельности сокращается поток документации, а количество организуемых семинаров, тренингов и мероприятий по улучшению коммуникаций между работниками увеличивается. Таким образом, происходит превращение отдела персонала в сервисную службу для линейных менеджеров и в одно из подразделений фирмы для решения вопросов управления персоналом.

 

 

Источник:  http://vakant.ru/

 

 

 
 

Полезные статьи