От профессиональной подготовки сотрудника и его компетентности зависит успех компании. В ситуации минимального или нулевого бюджета у HR-специалиста появляется хорошая возможность продемонстрировать свой профессиональный опыт на практике.
Лариса Требунская, ведущий менеджер по персоналу ООО «ТД РУССКИЕ ПРОДУКТЫ торг»
В условиях дефицита бюджета, компании чаще всего сокращают расходы на обучение персонала. Однако если у организации нет средств на обучение своих сотрудников посредством «внешних» провайдеров, это не значит, что про образование следует совсем забыть.
Как показывают наши исследования, в результате проведения обучения:
- увеличивается лояльность сотрудников к компании;
- снижается текучесть персонала;
- увеличивается мотивация работников;
- происходит сплачивание рабоего коллектива,
- и, конечно же, повышается профессиональный уровень специалистов.
Если у компании нет средств на обучение сотрудников посредством «внешних» провайдеров, это не значит, что про образование следует совсем забыть.
Все это помогает сократить расходы на стоимость и подбор персонала, привлечь редких специалистов, снизить затраты на адаптацию и обучение кадров, то есть хорошо сэкономить бюджет компании в целом, что в настоящее время весьма актуально.
Прежде всего, обучать необходимо:
- внутренней корпоративной культуре компании;
- профессиональным знаниям и навыкам на рабочем месте;
- уникальному опыту, полученному сотрудниками в процессе своей работы в компании.
Организовать такое обучение при нулевом бюджете можно и своими силами, как это и происходит, например, в нашей компании. Осуществить обучение можно, во-первых, посредством передачи опыта одного сотрудника другому:
- проведение внутренних тренингов продаж, эффективного руководства, преодоление возражений и т. п. (тренерами по данным тематикам могут выступать руководители подразделений и/или лучшие сотрудники отделов, имеющие за спиной огромный практический опыт и обладающие багажом необходимых знаний).
- внутренние тренинги по изучению продукта (для этого можно выделить в компании сотрудника, который не только понимает и знает продукт компании, но и может правильно преподнести информацию новичку и другим работникам. Такое «выделение» и расширение круга обязанностей также может послужить хорошей нематериальной мотивацией для данного сотрудника).
- назначение наставника новому сотруднику в процессе адаптации.
Во-вторых, посредством обмена информации внутри группы:
- конференции, круглые столы на актуальную тематику (например, в нашей компании такие мероприятия проводятся для супервайзеров и торговых представителей отдела продаж, в рамках которых участники выступают с докладами по изучаемому вопросу, делясь своими знаниями и опытом с коллегами).
- видеотренинги (в Интернете сейчас выложено большое количество неплохих видеотренингов в сфере продаж, навыков управления командой и т. п. Все, что необходимо в этом случае - подготовить раздаточные материалы и выбрать фассилитатора, который будет управлять всеми процессами групповой динамики).
Следует помнить, что от профессиональной подготовки сотрудника, его компетентности зависит успех самой компании. А у хорошего HR-вца, в ситуации минимального или нулевого бюджета, появляется отличная возможность проявить свою смекалку и продемонстрировать свой профессиональный опыт на практике.
Гульшат Садыкова, менеджер по персоналу Евразийского банка развития (ЕАБР):
Мнение консультантов всех направлений по вопросу обучения персонала в кризисной ситуации едино - обучать персонал необходимо! Интенсивный пусть развития предполагает не отказ от расходов на обучение, а повышение эффективности их использования. В первую очередь необходимо определить приоритеты в обучении сотрудников.
Для того чтобы расходы на обучение были максимально эффективными, в первую очередь необходимо определить приоритеты в обучении сотрудников. Если обучение строится на плановой основе, определенной по установленным параметрам результатов оценки и выявленным зонам развития, то эффективность этих расходов будет выше.
При секвестре бюджета в нашем банке статья обучения сохранена, поэтому условия нельзя назвать «нулевыми». Но с целью повышения эффективности использования этих средств, мы разработали ряд мер, позволяющих оптимизировать эти расходы.
Например, в настоящее время разрабатывается проект по использованию сотрудников, как внутренних тренеров. В любой организации есть специалисты с высокой квалификацией и серьезным опытом работы, которые могли бы проводить внутреннее обучение. Также стимулируется процесс re-training-а, когда прошедший обучение сотрудник делится знаниями со своими коллегами, что позволяет ознакомить большее количество сотрудников с тренинговыми материалами. С этой же целью, на внутреннем сайте банка планируется открытие раздела - «Библиотека знаний», в котором тренинговые материалы будут доступны всем сотрудникам для ознакомления.
Юлия Губанова, руководитель департамента по работе с персоналом Представительства в России и СНГ компании BBK Electronics Corp., LTD.:
Постоянно обучать персонал необходимо, поскольку отсутствие возможностей повышения компетентности работников грозит снижением эффективности бизнеса. Однако в период кризиса система обучения подлежит оптимизации. В период кризиса система обучения подлежит оптимизации.Чему же учить персонал в таких условиях? Выбор образовательных программ зависит от специфики деятельности организации и конкретной должности. Ясно одно - обучать персонал нужно тому, без чего компания не сможет работать эффективно (обучение продажам, продукту и т. д.). Основной акцент при выборе метода сегодня делается на внутреннем обучении. Нужно развивать
- систему наставничества;
- обучающие порталы;
- делать акцент на электронных библиотеках компании;
- организовывать внутренние тренинги собственными силами;
- проводить мастер-классы наиболее опытных специалистов компании и т. д.
Обучение персонала на рабочем месте положительно влияет на качество исполнения обязанностей сотрудниками, при этом показатели продуктивности работы компании остаются на обычном уровне по сравнению с необходимостью организации выезда работников на обучающие курсы. С помощью электронного обучения, например, можно охватить образовательным процессом гораздо большее количество сотрудников и сократить расходы.
Людмила Иванчина, карьерный консультант, коуч, бизнес-тренер:
Обучение персонала в компании (вне зависимости от экономической ситуации в стране или в мире) планируется и строится исходя из задач бизнеса. Кризис внес свои коррективы, и во многих отраслях бизнеса планирование стало возможно не более чем на 3 месяца, если не на месяц. Поэтому, на вопрос: «Чему обучать персонал?» могут ответить текущие цели компании. В любом случае, полностью отказываться от корпоративного обучения нельзя, так как это может привести к следующим последствиям:
- Снижение эффективности внутренних процессов компании, особенно при отказе от интеграционного обучения.
- Обучение является сильным мотивирующим фактором, резкий отказ от него может послужить причиной оттока наиболее квалифицированного персонала.
- Существует риск морального устаревания знаний сотрудников, что в свою очередь скажется на эффективности их работы.
Резкий отказ от обучения может послужить причиной оттока наиболее квалифицированного персонала.
Возможно, именно кризис заставит руководителей бизнеса задуматься о внедрении системы управления обучением. Так как для эффективного функционирования компании работникам нужны такие базовые знания как, например, знание продукта и техники продаж для сотрудников фронт-офиса, знание особенностей внутреннего делопроизводства компании, изменений в законодательстве для юристов и т. д.
Вариантов выхода для компаний из сложившейся ситуации может быть несколько, например:
- Заменить тренинги рабочими сессиями, на которых будут решаться именно текущие задачи бизнеса (не давать на тренингах оторванных от бизнеса кейсов, а прорабатывать конкретные текущие бизнес-задачи. Таким образом, увеличится вовлеченность работников в процесс обучения, а результаты тренинга будут в онлайн-режиме использоваться в работе).
- Развитие коучинг- подхода при управлении персоналом (что означает вовлечение линейного менеджмента в развитие сотрудников).
- Внедрение системы e-learning (данный формат обучения требует меньших издержек в сравнении с традиционным форматом обучения, при его внедрении очевидны следующие плюсы:
- коммуникация формализованных знаний за короткий срок по всей компании;
- быстрая адаптация новых сотрудников;
- снижение потерь рабочего времени и затрат на обучение (обучение прямо на рабочем месте)).
Елена Авилова, руководитель проекта БСС «Система Главбух»:
Кризис и оптимизация бюджетов ставят перед компаниями задачу оптимизировать существующую стратегию работы с персоналом.
Непрерывное поддержание уровня профессионализма отделов продаж не должно вызывать сомнения, особенно в кризис. Нулевой бюджет - вещь относительная.Для этих целей лучше держать в штате бизнес-тренера или заключить договор с тренером, знающим уже особенности вашего бизнеса (в случае, если ваш бюджет не рассчитан на постоянную штатную единицу).
В трудное для компании время становятся как никогда актуальными тренинги по оптимизации работы в к кризисной ситуации, которые возможно потребуются как сотрудникам бэк-офиса (бухгалтерия, HR), так и менеджерам проектов. Не стоит рассчитывать на то, что все ваши сотрудники одинаково хорошо смогут адаптироваться к изменившимся условиям и смогут самостоятельно разработать антикризисную стратегию управления вверенного им участка.
Нулевой бюджет - вещь относительная. Если ваша компания делает ставку на благополучный выход из кризиса, то средства на обучение обязательно найдутся, так как будут рассматриваться как необходимые вложения в сохранение и развитие бизнеса. Другое дело, что, скорее всего, временно можно отказаться от вложений в создание «кадрового резерва», безусловно стратегически важной составляющей развития любой компании, но не влияющей на текущий результат деятельности.
Источник: http://hh.ru
|